управление персоналом

Мотивация сотрудников

Мотивация персонала – это побуждение сотрудников к эффективной качественной работе
  • Мотивация персонала – это побуждение сотрудников к эффективной качественной работе.
  • Система мотивации персонала – это инструмент управления, который дает возможность оказывать влияние на эффективность сотрудников и компании в целом.
  • Основная цель мотивации персонала – стимулирование деятельности персонала с целью увеличения производительности.
Главным фактором в мотивации труда является материальное стимулирование персонала, то есть денежное вознаграждение за выполненную работу (заработная плата, бонусы, премии). Основной принцип системы материальной мотивации в сети магазинов Пив&Ко – выплачивать сотрудникам заработную плату чуть выше среднего показателя по рынку и при этом давать сотрудникам нагрузку также выше среднего по рынку (для сравнения берется средний уровень заработной платы торгового персонала в продуктовой рознице региона – то есть все те магазины, где потенциально могут работать те же сотрудники, что и в магазинах Пив&Ко).

Заработная плата продавцов и старших продавцов состоит из оклада и премии (KPI)
Каждый выход на полную смену оплачивается по фиксированной ставке (стоимость суток работы и работы в режиме магазина отличается пропорционально отрабатываемым часам). Сумма смен составляет окладную часть заработной платы.
Премиальная часть заработной платы рассчитывается по системе KPI (Key Performance Indicators - ключевые показатели эффективности). Сотрудникам магазина на текущий месяц выставляются планы продаж – от 1 до 4 - то есть 1-4 показателя эффективности, при достижении которых на 100% премиальная часть выплачивается в полном объеме. Планы, выставляемые продавцам, предполагают определенный набор действий, выполняя которые выполнение плана вполне достижимо (продавец должен, например, активно предлагать закуску к пиву, работать над увеличением проливов, и др.), но при выставлении планов всегда закладывается «коэффициент усилий», то есть план не равен уровню естественных продаж, а предполагает определенный прирост продаж. Очень важно учитывать планы индивидуально регулярно (ежедневно) и индивидуально рассчитывать KPI каждому из сотрудников. Это позволит выявить заслуги каждого из сотрудников в выполнении планов, и вносит соревновательный элемент в мотивацию сотрудников.

Соотношение оклада и премии
Соотношение оклада и премии (если премия выплачивается полностью) составляет 40% (оклад) и 60% (премия). Премиальная часть достаточно велика, чтобы у сотрудников было желание ее заработать – таким образом, чтобы получить заработную плату в полном размере, продавцы должны стараться над выполнением планов продаж.
На этапе постановки планов продаж для сотрудников, они всегда должны преследовать важные для магазина цели – увеличение продаж магистральных групп товаров (пиво, снеки), улучшение качества обслуживания, продвижение новинок или высокомаржинальных групп товаров – то есть все то, что даёт дополнительный и ощутимый экономический эффект, дополнительную прибыль. В этом случае имеет место «сквозная мотивация», когда линейный персонал, администрация магазина и собственник бизнеса преследуют одну и ту же цель, то есть все усилия направлены в одном направлении.
Уровень заработной платы является сильным, но далеко не единственным мотиватором для сотрудников. В некоторых случаях материальная (денежная) мотивация не так надежна, одной зарплатой сотрудников сложно удержать. Тогда на помощь приходят другие методы мотивации и стимулирования персонала.
Немаловажную роль в мотивации персонала организации играют нематериальные факторы, такие как, например:
Теплая атмосфера в коллективе;
Имидж компании;
Удобный график работы;
Удобное месторасположение;
Возможность карьерного роста – получение нового социального статуса, возможность профессионального развития;
Похвала начальника, признание сослуживцев;
 Организация культурно-массовых мероприятий, в том числе соревнований, победители которых получают подарки, благодарность от руководства;

Официальное трудоустройство, социальный пакет;
Возможность обучения за счет компании.
Система мотивации персонала
представляет собой комплекс задач по стимулированию деятельности персонала, улучшению показателей, умелое решение которых станет важным шагом по увеличению роста и прибыли фирмы.
Чтобы построить эффективную систему мотивации персонала, необходимо в первую очередь выявить реальные потребности сотрудников (как материальные, так и нематериальные), затем сформировать дифференцированную систему вознаграждения (комплекс материальных и нематериальных поощрений для разных категорий работников).
На этапе подбора персонала, а также в дальнейшей работе с сотрудниками, необходимо четко понимать, что именно заставляет того или иного сотрудника работать, и использовать это понимание в мотивировании сотрудников на более эффективную работу – одному продавцу можно напомнить о том, что премия выплачивается лишь при выполнении планов, а для другого финансовый результат работы не имеет принципиального значения, но аргументация, связанная с возможностью карьерного роста, будет иметь гораздо больший эффект.

Хорошо продуманная система мотивации персонала в организации позволяет управлять поведением работников, создавать условия для процветания предприятия. Наличие эффективной системы мотивации трудовой деятельности персонала повышает производительность труда, уменьшает текучесть кадров, ведет к успеху и процветанию организации.
Заинтересованный работник лучше выполняет свои профессиональные обязанности, а это благотворно влияет на прибыль компании в итоге. Кроме того, развитая система мотивации, учитывающая реальные потребности сотрудников, позволяет снизить текучесть кадров, обеспечить лояльность сотрудников и стабильность команды, удержать высококвалифицированных сотрудников, стимулировать профессиональное развитие работников, оптимизировать расходы на содержание и обучение персонала, стимулировать эффективную работу каждого сотрудника.