Маркетинг

Конкуренты: мониторинг и что с ними делать

Руководитель отдела маркетинга франшизы Пив&Ко Наталья Захарова поделится своим опытом работы с магазинами конкурентами
В контексте розничной торговли конкуренция – это соперничество экономических субъектов за лучшие условия продажи товаров, борьба за достижение больших выгод и преимуществ, борьба за покупателей. 
Мониторинг и анализ прямых конкурентов – это регулярная работа. Исследование конкурентного рынка дает понимание о системе ценообразования в магазинах – конкурентах, о проводимой в текущий момент маркетинговой активности, об ассортименте конкурентных магазинов. Мониторинг конкурентов осуществляется посредством визита магазина, если это возможно – осуществления фото- или видеосъемки, контрольной закупки. Основные данные, которые собираются во время визита, – это цены на разливные напитки (с указанием сортов и заводов – производителей), цены на снековую продукцию, анонсы акций, которые проходят в магазине. Кроме того, посредством просмотра фотографий можно сделать вывод о состоянии, оформлении торговой точки конкурента, составить общее впечатление от визита.
Анализ цен конкурентов используется для контроля и, если требуется, корректировки розничных цен магазина Пив&Ко (цены должны быть сопоставимы, для того чтобы избежать массового перетекания покупателей, ориентирующихся на ценовой фактор, в магазин - конкурент). Однако помимо фактора цены, обязательно необходимо учитывать и другие факторы, которые могут стать решающими для покупателей, – от расположения магазина, удобства парковки, оформления наружной группы, до ассортимента магазина – конкурента, реализуемых акций, адресованных конечным покупателям, уровня сервиса и обслуживания, наличия очередей, скорости обслуживания, чистоты и многих других факторов.
Понимание сильных и слабых сторон конкурентов, а также сильных и слабых сторон собственного магазина, дает значительное преимущество при разработке системы контрмер: не всегда следует «отстраиваться» от конкурента по тем же признакам, в которых он силен («у конкурента низкие цены – тоже снижаем цены», «у конкурента акция – запустим такую же»), чаще в ценовой борьбе можно установить, например, низкую цену всего лишь на один сорт пива – «ценовой маяк», и тем самым удержать экономичных покупателей в своем магазине, но при этом сохранить торговую наценку на остальные сорта, чтобы не снижать уровень прибыльности от продаж. Все недочеты в работе собственного магазина должны исправляться максимально быстро, чтобы покупатель всегда испытывал положительные эмоции от посещения магазина. 
Необходимо работать над усилением лояльности покупателя – как известно, лояльные покупатели очень слабо реагируют на активность магазинов – конкурентов, ведь они эмоционально привязаны к приятной им торговой точке. Нужно регулярно напоминать покупателям о преимуществах совершения покупок в данном магазине – например, акцентировать внимание на накоплении бонусов на бонусной карте,
 или заинтересовывать их в участии в интересных и выгодных акциях, устанавливать личный контакт с покупателями, то есть «повышать ценность» магазина в глазах покупателей.
Таким образом, конкуренция – это вполне закономерное явление в любом из видов розничной торговли, в том числе и на рынке продаж разливного пива. Рост и развитие торговой точки предполагают комплексную работу по выстраиванию наилучшего сервиса и обслуживания, по предложению покупателям лучших товаров по адекватным ценам, удобства совершения покупок, интересных и выгодных акций – и тогда закономерным будет накопление и прирост постоянных покупателей магазина, которые по различным, не всегда – ценовым, факторам предпочтут магазин Пив&Ко любым другим магазинам.