Задача мерчендайзинга состоит в том, чтобы выкладка товара и рекламные носители максимально облегчали покупателю доступ к товару и позволяли быстро получить информацию о нем.
В узком смысле данные технологии понимаются, как оформление торгового помещения – дизайна торгового зала и выкладку товаров.
Но в более широком смысле
мерчендайзинг – это планирование магазина в целом: зонирование, направление потоков покупателей. Конечная цель мерчендайзинга товаров – стимулирование продаж.
Основные
функции мерчендайзинга:
- представление продукции наилучшим образом;
- обеспечение доступности продукции для потребителей;
- полнота обеспечения продукцие торгового предприятия;
- планирование площади торгового зала;
- привлечение внимания к продукту и выделение продукта среди аналогичных групп товаров конкурентов;
- грамотное использованиеи полочного пространства;
Инструменты мерчендайзинга:
- Обеспечение наличия ассортимента;
- Контроль и удержание полок, фейсинг, "золотые полки";
- Выкладка продукции в торговых точках по стандартам компании;
- Размещение РOS-материалов (название POS – это аббревиатура от английского выражения point of sale, т.е. место продажи, в общепринятом понимании это рекламные носители, установленные непосредственно в самой торговой точке);
- Размещение дополнительного торгового оборудования.
Основными правилами мерчендайзинга регламентируется:
- ближе к покупателю должен располагаться товар, у которого срок реализации близок к завершению. Мерчендайзеры переставляют продукцию таким образом, что продукты более позднего срока действия находятся далеко, в глубине полки, а удобно ли покупателю брать продукт, с трудом доставая его из середины? Конечно нет, следовательно, такой принцип помогает избежать остатков просроченных товаров. Таким образом, отбор продуктов можно и нужно контролировать. Кроме приема с выкладкой, не стоит забывать, что залежавшийся товар с истекающим сроком годности можно реализовать, применив дополнительные акции, презентации, дегустации и т.д.;
- продукция выкладывается блоками по разработанной схеме, чтобы покупателю было легче сориентироваться в поиске нужного товара.
- продукты располагаются лицевой стороной к покупателю и должны быть видны целиком, не загораживая друг друга.
- ценники должны быть правдивыми, эстетичными, соответствовать товару и нести легко читаемую информацию. Плюсом будет являться наличие у прилавка каталога с продукцией и ценами, где покупатели могли бы самостоятельно найти интересующую и нужную для них информацию о составе, уточнить стоимость;
- доступный путь к товару в зале, свободный доступ к товару на полке;
- максимально выигрышным является использование «золотых полок»;
- продукты, имеющие резкий и сильный запах, не должны мешать продажам других товаров;
- внутри предприятия должны быть созданы небольшие торговые точки, как правило, с более дорогими и качественными товарами;
- выкладка товаров должна осуществляться таким образом, чтобы заставить потребителя как можно дольше ходить по торговым залам предприятия, практически не прибегая к помощи продавцов.
Выкладка товаров в мерчендайзинге является одним из основных элементов системы мерчендайзинга. Очень часто внедрение мерчендайзинга начинают именно с контроля и анализа выкладки товара. Мерчендайзинг продукции так же важен, как разработка бренда товара, наружная реклама или проведение рекламных акций.
Планограмма выкладки — это схема, по которой расставляется ассортимент торговой марки. Безусловно, для всех товаров карты выкладки различаются, но все они основаны на общих принципах. При создании эффективной планограммы прежде всего необходима четко поставленная задача, концепция как одной полки, так и целого магазина. Имея конкретное наименование торговой единицы, продавец начинает разработку ее размещения.
Основные правила мерчендайзинга сети Пив&Ко вы найдете в прикрепленном файле.