Блог Пив&Ко

Сколько денег заложить в товарные остатки?

Успех пивного магазина заключается в ритмичности продаж, наличии необходимого товара и отсутствии неликвидных запасов. Это минимизирует затраты на ненужную продукцию, позволит избежать ситуации затоваривания склада и замораживания финансов.

В статье мы расскажем, как управлять складскими запасами товаров и продукции, какие методики необходимо для этого использовать и как избежать нерациональных инвестиций.

Анализ текущего состояния товарных запасов


Правильное управление товарными запасами в пивном магазине напрямую зависит от качества анализа их текущего состояния. К основным типам товарных запасов относятся:

  • Текущий запас. Лежит в основе непрерывных продаж, позволяет обеспечивать их ритмичность.
  • Подготовительный запас. Применяется для передачи на реализацию.
  • Страховой запас. Обеспечивает ритмичность продаж при нарушении сроков поставки.
  • Сезонный запас. Создается для непрерывности продаж во время сезонного колебания покупательского спроса.

Правильное управление запасами продукции и эффективное инвестирование в них основывается на анализе ряда ключевых метрик:

  • GMROI. Это показатель рентабельности товарных запасов. С его помощью можно понять, какое количество прибыли создают каждые 100 денежных единиц, вложенных в товар.
  • Процент продаж. Важная метрика для управления запасами товара. Это процент проданных товарных единиц в сравнении с поставленными для продажи.
  • Эффективность товара. Этот показатель необходимо постоянно отслеживать. Он даст понять, на какую товарную группу делать упор, когда следует запустить акцию и как правильно осуществлять мерчендайзинг.
  • Потеря товарных запасов. Показатель разницы между количеством товаров в документах и их наличием в магазине. Эта метрика не связана с продажей товаров: она позволяет отследить качество работы коллектива, наличие фактов краж и махинаций.
  • Оборот товарных остатков. Количество продаж определенной товарной категории в течение обозначенного периода времени.
  • Утраченные продажи. Показатель степени неэффективности работы, связанный с отсутствием определенных товаров на складе.

Подобные метрики расскажут, как быстро продается ваш товар, какой доход от него можно получить, и какие товарные позиции можно сократить без отрицательного влияния на функционирование магазина.

Методы сокращения запасов на складе: как не потерять в прибыли


Сокращение запасов на складе является важным элементом управления товарными позициями в целом. Приведем наиболее эффективные методы выполнения этой задачи:

  • ABC и XYZ анализ. Позволяют оптимизировать ассортимент и грамотно управлять товарными запасами. ABC анализ показывает, какие товары продаются хорошо, а по каким необходимо стимулировать продажи. XYZ анализ позволяет оценить стабильность реализации товаров за определенный период. X является самой стабильной группой, Z — самой нестабильной.
  • Прогноз спроса. Существуют разные методы прогнозирования, которые позволяют предсказать изменение спроса на рынке и гибко отвечать на него в соответствии с прогнозами.
  • Оптимизация управления складскими запасами неликвидов. В них замораживаются значительные средства, которые можно и нужно высвободить для развития пивного магазина. Товары залеживаются из-за ошибок в планировании и учете, нарушении сроков поставки, снижении спроса из-за неправильной ценовой и ассортиментной политики. Понимание причины позволяет принять правильное решение для качественного регулирования ситуации.
  • Внедрение автоматизированных систем управления запасами продукции. Помогает повысить эффективность планирования, контролировать остатки, уменьшить затраты на логистику. Применение специализированного ПО сводит влияние человеческого фактора к минимуму.
  • Оптимизация работы с поставщиками. Для того чтобы избежать ситуаций срыва поставок, важно правильно организовать работу с поставщиками. Желательно, чтобы у пивного магазина был не один поставщик, а несколько. Для каждой товарной группы необходимо проранжировать поставщиков по условиям сотрудничества, надежности, приоритетам.

Рациональное инвестирование в товарные запасы: как выбрать оптимальный ассортимент


Инвестиции в запасы и правильное формирование пивного ассортимента напрямую зависят от размера торговой точки. Если площадь помещения менее 15 квадратных метров, то оптимально выбрать не более 10 сортов пенного: решитесь на большее — не сможете разместить все кеги и нужное оборудование. Если магазин достаточно крупный, то можно заказать у поставщиков около 25 сортов пива.

При инвестициях в запасы магазина важно понимать, что большую часть ассортимента должны составлять напитки светлого типа с классическим солодовым вкусом и фильтрацией. Нефильтрованное пенное несколько уступает стандартному лагеру, однако у него есть своя группа любителей, поэтому несколько подобных сортов точно должны быть представлены на полках.

Также можно разнообразить ассортимент, инвестировав в товарные запасы и предоставив клиентам:

  • темные сорта пива;
  • медовуху;
  • сидр;
  • пиво с различными вкусовыми добавками — травами, фруктами, специями;
  • слабоалкогольные коктейли.

Опытным путем доказано, что инвестиции в запасы пивного магазина должны выстраиваться по следующему принципу:

  • 80% — известные и востребованные марки пива, хорошо знакомые потребителям;
  • 20% — редкие крафтовые сорта, которые сложно найти у конкурентов, именно они привнесут в работу торговой точки необходимую изюминку.

При формировании ассортимента пивного магазина также необходимо ориентироваться на конкретные показатели спроса на те или иные товарные позиции. Немаловажными параметрами являются сорт и технологии производства. Если напиток пастеризованный, то его можно хранить до 6 месяцев. Если нет и пиво «живое», то срок хранения значительно меньше.

Грамотное управление складскими запасами товара поможет вашему магазину быть действительно эффективным и приносить прибыль. Внедрите в вашу практику приведенные нами методы — и ваша торговая точка действительно будет популярной.
Ответы на часто задаваемые вопросы